Основные события жизни
Владимир Михайлович Петляков (1891-1942) - авиаконструктор, один из создателей отечественной цельнометаллической авиации, ученик Н.Е. Жуковского, заместитель А.Н. Туполева.

Автор научных изобретений в области прочности и конструкции крыла. Руководитель бригады крыла и бригады тяжелых самолетов в КБ Туполева.

Руководил созданием и внедрением в серийное производство первых тяжелых самолетов ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6). Руководитель первого трансконтинентального перелета Москва - Нью-Йорк на АНТ-4 «Страна Советов».

Ведущий конструктор самолетов АНТ-14 «Правда» и АНТ-20 «Максим Горький». Главный конструктор самолетов Пе-8 и Пе-2. Главный конструктор авиационных заводов №156, №39 и №22.

Лауреат Сталинской премии I степени первого созыва, награжден двумя орденами Ленина и орденом Красной Звезды.

Погиб в авиационной катастрофе при исполнении служебных обязанностей.
~
15 июня (по новому стилю - 27 июня) 1891 года в селе Самбек в 7 км от Таганрога в семье Михаила Ивановича и Марии Евсеевны Петляковых появился первый сын - Володя

1896 - скоропостижно скончался отец, мать Мария Евсеевна с пятью детьми переезжает из Москвы к родным в Таганрог

1899 - Володя поступает в Приходскую школу, 1902 - в Среднее техническое училище, где получает диплом техника-механика в применении к горнозаводской промышленности

1905 - начинает свой трудовой путь помощником механика в железнодорожном депо Таганрога
~
1911 - со второй попытки поступает в Императорское московское техническое училище, однако вынужден прервать учебу из-за материальных трудностей

1912 - работает на различных инженерных должностях в Донбассе, Москве, Орловской губернии и Таганроге

1921 - возвращается в МГТУ (тогда МВТУ), поступает на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), 1922 - заканчивает МГТУ
~
1923 - первый полет первого самолета А.Н. Туполева АНТ-1, ставшего реализацией дипломного проекта Петлякова «Легкий одноместный спортивный самолет»

1924 - Владимир Петляков женится на Марии Владимировне Пуликовской, в 1925 у них появляется дочь Галя, в 1928 - сын Михаил (впоследствии - летчик-испытатель, заслуженный летчик-испытатель СССР)

1924 - возглавляет бригаду крыла, отвечает за крылья всех самолетов АНТ до 1936

1928 - возглавляет бригаду тяжелых самолетов

1929 - руководит перелетом АНТ-4 «Страна Советов» в США
~
22 декабря 1930 - шеф-пилот ЦАГИ М.М. Громов впервые поднял в воздух тяжелый бомбардировщик ТБ-3

1933 - Громов поднял в воздух крупнейший самолет того времени АНТ-20 «Максим Горький»; Петляков награжден орденом Красной Звезды, затем - орденом Ленина

1934 - возглавляет разработку тяжелого дальнего четырехмоторного бомбардировщика АНТ-42 / ТБ-7 (с 1942 - Пе-8)

1936 - заместитель главного конструктора ЦАГИ, затем - главный конструктор завода №156

декабрь 1936 - Громов впервые поднял в воздух советскую «летающую крепость»стратегический бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8)
~
октябрь 1937 - В.М. Петляков арестован и помещен в Бутырскую тюрьму (через неделю после А.Н. Туполева)

весна 1938 - во главе группы СТО ОТБ НКВД начинает разработку высотного истребителя ВИ-100

22 декабря 1939 - шеф-пилот НИИ ВВС П.М. Стефановский впервые поднял в воздух ВИ-100

май 1940 - ВИ-100 принимает участие в первомайском параде; Петляков приговорен к 10 годам заключения, 5 годам поражения в правах и конфискации всего имущества

июнь - приказ о разработке пикирующего бомбардировщика ПБ-100 (позднее - Пе-2) за 45 дней
~
июль 1940 - В.М. Петляков запускает ПБ-100 (Пе-2) в серийное производство на заводах №№22 и 39; В.М. Петляков освобожден

октябрь - Петляков назначается главным конструктором завода №39, февраль 1941 - завода №22 в Филях

14 марта - главному конструктору В.М. Петлякову присуждена Сталинская премия I степени

1 мая - Пе-2 участвует в параде

22 июня - начинается Великая Отечественная война
~
сентябрь 1941 - главный конструктор В.М. Петляков награждается вторым орденом Ленина

август - сентябрь - первый полет и запуск в серию высотного истребителя Пе-3

октябрь - ноябрь - Петляков руководит эвакуацией завода №22 в Казань на территорию завода №124, где выпускается ТБ-7 (Пе-8)

декабрь - приказ об объединении заводов №№22 и 124; приказ о разворачивании производства бомбардировщика Туполева Ту-2 на заводе №22

12 января 1942 - главный конструктор авиационного завода №22 В.М. Петляков погибает в авиакатастрофе на серийном Пе-2 у д. Мамешево на пути в Москву для встречи с руководством страны.
Made on
Tilda