Владимир
Михайлович
Мясищев

Авиаконструктор. Генерал-майор-инженер. Генеральный конструктор ОКБ-23. Д.т.н., профессор. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.

По окончании МВТУ (1926) был направлен в АГОС ЦАГИ (отдел Авиации, Гидроавиации и Опытного Строительства), где работал под руководством Петлякова в бригаде крыльев.

После трагической гибели Петлякова возглавил в Казани ОКБ-22 после Изаксона и Путилова в июня 1943 года, где занимался улучшением и глубокой модернизацией Пе-2, в том числе с реактивными двигателями Королева.

Создатель стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М), совершившего первый полет 20 января 1953 года, и сверхзвукового ракетоносца М-50, совершившего первый полет 27 октября 1959 года.

С Владимиром Михайловичем Петляковым я познакомился осенью 1925 года… Он был среднего роста, очень крепкого телосложения, широкоплечий. Очень молчаливый и очень скромный.
Я работал под руководством Владимира Михайловича Петлякова до 1933 г., когда меня назначили начальником самостоятельной экспериментально-конструкторской бригады ЦАГИ.

Эти семь лет работы с Владимиром Михайловичем позволили мне хорошо понять его методы проектирования и практику доводок конструкторских проектов в производстве.

Он, как все крупные конструкторы, много работал и над выбором оптимальной схемы конструкции, и над максимально тщательной отработкой конструкции типовых узлов и соединений.

Тогда еще не было разделения конструкторов и технологов, и конструкторы прорабатывали детальную технологию своего узла и обязательно совместно с производственниками.

Это был высоко эрудированный конструктор, инженер-механик в самом высоком смысле этого понятия. В 1927−30 гг. он вместе с инженером-расчетчиком, впоследствии доктором технических наук, профессором ЦАГИ — Беляевым Виктором Николаевичем, впервые разработал теорию расчета многолонжеронных свободнонесущих крыльев самолета из дюралюминия.

Этот сплав назывался тогда кольчуг-алюминием, по имени Кольчугинского металлургического завода, впервые у нас выпускавшего прокатные профили и листы из этого очень легкого, алюминиевого с медью, сплава для нарождавшегося тогда, в первой пятилетке, советского самолетостроения.

Владимир Михайлович Петляков был конструктором очень внимательно отрабатывавшим свои новые конструкции в опытных цехах, вместе с непосредственными конструкторами отдельных узлов, с рабочими и мастерами.

Он подолгу — часами — простаивал за конструкторскими досками, за верстаками и за станками, где прорабатывались конструкции его, вначале конструкторской бригады крыльев, а затем конструкторского бюро тяжелых самолетов ЦАГИ. В этом конструкторском бюро был подготовлен к 1938 г. (на самом деле первый полет самолета состоялся уже в декабре 1936 года — ред.) проект опытного стратегического 4-х моторного самолета бомбардировщика АНТ-42, который в серийном производстве под именем Пе-8, принимал участие в Великой Отечественной войне.
Москва, 15 октября 1969 г.
Made on
Tilda